Блог

Субсидиарная ответственность собственников имущества Муниципальных унитарных предприятий по обязательствам обанкротившегося МУП

Когда юридическое лицо не способно обслуживать свою кредиторскую задолженность, инициируется процедура банкротства. По итогам которой требования кредиторов удовлетворяются частично. Расскажем, что изменилось в законе и как мы помогаем легально вернуть своё.

Статистика и закон

Согласно статистике ВС РФ до 2021 г, показатель удовлетворения требований кредиторов держался в районе 3-7 %. Процент изменился в большую сторону в 2022 г.

В этом заслуга:
— ФЗ N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)»;
— Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закон о банкротстве дополнен новой главой:
Глав III.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОЛЖНИКА И ИНЫХ ЛИЦ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВ. Положения Главы III.2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» увеличили круг лиц, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности, и расширил список презумпций, опровержение которых перекладывалось на КДЛ.
Также существенно расширены возможности кредиторов реализовать право на привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Верховным судом РФ принято Постановление Пленума N 53 Верховного Суда РФ от 21.12.2017 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», где дано разъяснение о применении новых положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Субсидиарная ответственность — это экстраординарный способ защиты прав кредиторов, который возлагает ответственность на собственников бизнеса (учредителей, бенефициаров) за их противоправные действия, приведшие компанию к банкротству.

Из практики юридического бюро «Прайм»

На стадии кассационного обжалования «Прайм» привлекли Арбитражным управляющим для оказания юридических услуг по спору о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя и собственника имущества МУП — Администрации одного из Подмосковных районов.

Суть дела

Конкурсный управляющий, в рамках дела о банкротстве МУП, оспорил ряд сделок, совершенных собственником имущества, то есть Администрацией. Сделки касались изъятия имущества, ранее переданного в оперативное управление Должнику.

Сделки оспорены по «банкротным» основаниям: п.1 ст. 61.2 Закона «О банкротстве» — как сделки, причинившие имущественный вред правам кредиторов.

Они были совершены в нарушении императивного запрета по безвозмездному изъятию имущества Должника:
— объектов недвижимости;
— специального транспорта;
— объектов инженерной инфраструктуры.

По факту — Администрация изъяла активы, за счёт которых и осуществлялась деятельность МУП в период просроченной кредиторской задолженности. То есть Должника лишили права заниматься уставной деятельностью, которая могла бы приносить прибыль и позволила расплатиться с кредиторами.

После оспаривания сделок Администрация возместила часть стоимости имущества, а по остальному имуществу заключили мировое соглашение. Что не отменяет факт совершения противоправных действий.

Параллельно с изъятием имущества, Администрация перевела обслуживаемый жилой фонда с Должника в другие подконтрольные предприятия.

А это ни что иное, как перераспределение денежных потоков — долги аккумулировались на Должнике, а выручка переводилась на вновь созданное общество.

Суд первой инстанции

Суд первой инстанции привлёк Администрацию к субсидиарной ответственности по долгам МУП в полном объёме.

Были учтены спорные сделки и презумпция закона о банкротстве: полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, если причинён существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица, либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона.

Апелляционный суд

Апелляционный суд отменил вышеуказанный судебный акт.

И обосновал это так:
1. к Администрации уже применены меры ответственности за незаконное изъятие имущества у Должника, то есть пополнение конкурсной массы;
2. учитывая «заведомо убыточную», по мнению суда, специфику деятельности предприятия, действия собственника по изъятию всех активов и перевода доходной части предприятия на иное лицо, направлено не на причинение вреда кредиторам, а на сохранение гарантий для жителей муниципального образования на получение коммунальных услуг.

То есть Администрация следила за выполнением социально-значимых функций.

Кассационный суд

Кассационный суд согласился с доводами и оставил без изменения Постановление суда апелляционной инстанции.

А теперь мнение нашего бюро

С учётом действующего правового регулирования, эти доводы не могут являться основаниями для отказа в привлечении Администрации к субсидиарной ответственности. Потому что публичные интересы не должны противопоставляться интересам кредиторов.
Апелляционный и кассационный суды сослались на то, что действия Администрации направлены на сохранение гарантий для жителей муниципального образования на получение коммунальных услуг. И противопоставили публичные интересы интересам кредиторам, исключив при этом промежуточное звено — Должника и Администрацию.

А именно они обязаны создать такую модель управления, при которой, с одной стороны, имеются кредиторы (поставщики услуг), получающие вознаграждение за оказанные услуги, с другой, — жители, получающие данные услуги и производящие оплату по ним. И эта модель управления не должна ущемлять ничьи интересы.
Позиция апелляционного и кассационного судов повышает риски не получить оплату для кредиторов, то есть реальных поставщиков коммунальных услуг.

Это подход противоречит основным началам гражданского и бюджетного законодательства, согласно которому, за исполнение социальных функций отвечает бюджет соответствующего муниципального образования. И в нём должны быть предусмотрены средства на компенсацию убыточной деятельности.
На организации, оказывающие услуги Должнику, не должны возлагаться функции муниципальных образований.
Нам очевидно, что в данном случае именно «институт субсидиарной ответственности» — это единственный способ восстановить нарушенные права кредиторов.

Позиция судов вышестоящих инстанций может привести к ситуации, когда под видом «выполнения социально–значимых функций» будут совершаться противоправные действия.

Например, нарушаться установленные законом ограничения и запреты (в нашем случае незаконное изъятие имущества) в отсутствии каких-либо правовых последствий. А это противоречит принципам правового государства.

Применение меры ответственности за незаконное изъятие у должника имущества в виде возврата денежных средств в конкурсную массу Должника не может являться самостоятельным основанием для освобождения от субсидиарной ответственности.

«Субсидиарная ответственность» и «оспаривание сделок должника» — это способ возмещения вреда, причинённого кредиторам противоправными действиями КДЛ и пополнением конкурсной массы. Однако природа этих институтов разная и не исключает, а дополняет друг друга.

В качестве основания привлечения Администрации к ответственности вменялось не только совершение сделок, оспоренных по ст. 61.2 Закона «О банкротстве», но и другие основания. Например, перевод денежных потоков и создание изначально убыточной системы ведения деятельности.

В данном случае, пополнение конкурсной массы Администрацией денежными средствами, в связи с признанием судом недействительными сделок на основании ст. 61.2 Закона «О банкротстве», не возместило весь вред причинённой конкурсной массе. А при наличии активов, организация могла продолжать деятельность, приносящую прибыль.

Размер требований кредиторов, а соответственно и размер субсидиарной ответственности КДЛ, был уменьшен на сумму полученных средств от Администрации.
Деньги, полученные от Администрации, возместили только стоимость изъятого имущества. Но не возместили весь вред, причинённый, в том числе, невозможностью ведения деятельности МУП после изъятия имущества и увеличение диспропорции между требованиями кредиторов и активами Должника.

С учётом наличия иных обстоятельств и не опровергнутых презумпций, Администрация обязана нести субсидиарную ответственность в размере требований, оставшихся после пополнения конкурсной массы за счёт возмещения стоимости изъятого имущества.

Адвокатским бюро «Прайм» подготовлена жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ.

С учётом фактуры дела, его неоднозначности и доводов, заслуживающих внимание Верховного суда, надеемся, что жалоба заинтересует Верховный суд РФ.

Дело попало к судье Букиной И.А., известной своими революционными решениями, а спорные вопросы найдут своё отражение в позиции ВС РФ.

Ждём результат.
2023-08-13 12:49 Кейсы